Передача «Они сделали это!» на радиостанции Finam FM (11 октября 2011 года). В гостях: Ирина Терентьева, основатель и генеральный директор фотобанка «Лори».
В гостях: Ирина Терентьева, основательница и владелица фотобанка «Лори».
Видео на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=R79pIkO2uE0
11/10/2011 09:05
ЛИХАЧЕВА: 9.05 в столице, доброе утро, вы слушаете «Финам FM», меня зовут Елена Лихачева, здравствуйте. Для начала статистика сайта finam.fm, именно там, в разделе «Программы», вы и найдете страницу нашей передачи под названием «Они сделали это». Итак, за последние два года кто же из гостей нашей программы оказался на данный момент, на сегодняшнее число наиболее популярным? Кого чаще, чем других, смотрели, скачивали и слушали? Софья Светлосанова, старое, но действительно интересное интервью, как она открывала свой бизнес, а бизнес ее заключается в продаже премиум товаров для детей, для беременных мам и просто для мам. Это сеть салонов «Кенгуру», Софья Светлосанова. Читайте, смотрите, слушайте на нашем сайте finam.fm. Далее в тройке лидеров еще одна дама – Вера Цивына. Интервью с ней мы назвали так – «Агроному нет места в Москве или в Тулу со своими цветами», цветами и деревьями, многолетними и однолетними или какие еще там бывают. Вера выращивает деревья и цветы, она подняла, можно сказать, довела до ума, до успеха действительно питомник декоративных растений «Корни». Если у вас есть примерно такие же сходные мысли, по-моему, они у многих сейчас есть, бросить Москву, уехать куда-нибудь, заняться чем-нибудь на природе, если кому действительно Москва осточертела, вот можете почитать. Там есть прямо конкретные рецепты, сколько чего стоит, сколько нужно денег вложить, какие ниши еще не заняты, как вообще там все это обустроить и так далее. Читайте, смотрите, слушайте на нашем сайте – finam.fm. Далее в тройке лидеров недавнее интервью прошлой недели под названием «Строительный бизнес, резиновые покрытия и шоколад». Это интервью с человеком, которого зовут Валерий Митякин, он основатель и совладелец ряда компаний: «Мастербордюр», «Мастерфайбр», «Сумасшедшая наука» и так далее. Только на последней франчайзинговой выставке он представлял пять своих франшиз, некоторые из них, как мне кажется, вполне себе вменяемые и удачные. Так что, если интересует, опять-таки смотрите, читайте, слушайте на нашем сайте. Разумеется, вы можете комментировать высказывания всех наших гостей, а не только этих, есть еще около 300 интервью на нашем сайте в разделе программы «Они сделали это!». Вы можете задавать любые вопросы, в первую очередь нашей сегодняшней героине. Кто у нас сегодня в гостях, мы узнаем буквально через пару секунд.
Свое собственное занятие наша сегодняшняя гостья формулирует очень просто: «Я продаю картинки». У меня в детстве была такая мечта: продавать какие-нибудь картинки. Вы осуществили мою мечту. Здравствуйте, Елена.
ТЕРЕНТЬЕВА: Здравствуйте.
ЛИХАЧЕВА: Сначала давайте послушаем рубрику «Статус», потом начнем.
Статус: Ирина Тереньтева, основательница и владелица фотобанка «Лори».
Как это делалось: Окончила биологический факультет МГУ, работала в лаборатории Белозерского. Когда вышла из декрета, оказалось, что вся лаборатория уехала в теплые страны, пришлось менять профиль, стала фотографировать. Некоторое время работала в Интернет-рекламе. С 1998 года снимающий фотограф: репортажная съемка, свадьбы, съемка для журналов путешествий, костюмированные портреты. В 2003 году появилась первая версия фотобанка «Лори». Все фотографии были сделаны Ириной. Вторая и нынешняя версия публично открылась летом 2006 года. Разведена, воспитывает двух детей. Среди любимых занятий фотографии, путешествия, стихи, общение с детьми.
ЛИХАЧЕВА: И еще раз доброе утро.
ТЕРЕНТЬЕВА: Доброе утро.
ЛИХАЧЕВА: Ирина, спасибо за то, что приехали к нам сегодня. 5533 – это номер для ваших SMS-вопросов, вопросы должны начинаться на русскую букву «Я». Если вы фотограф, если вы пользуетесь фотографиями, если вы вдруг редактор или вы рекламщик, и вы вдруг не понимаете, с какой стати вы должны платить за фотографии, которые вы якобы посмотрели где-нибудь забесплатно в Интернете, то, пожалуйста, вы можете задавать любой вопрос нашей сегодняшней гостье. По любому поводу: хотите вы продать свою картинку, хотите вы заработать на своих интеллектуальных трудах, или вы, наоборот, не хотите и не понимаете, что вообще происходит, за какие вообще такие заслуги я должна тут этому человек заплатить. Пожалуйста, 5533, только начинайте ваш вопрос на русскую букву «Я»: «Я», пробел, потом ваш вопрос. Разумеется, можно и на нашем сайте тоже задать любой вопрос Ирине. Ирина, еще раз здравствуйте. Я для начала хотела спросить. Вы ни разу, будучи когда-то биологом, будучи когда-то наверняка озадаченной, может быть, будущим человечества… Ведь, правда, многие же биологи этим озадачиваются?
ТЕРЕНТЬЕВА: Было, было.
ЛИХАЧЕВА: …Вы ни разу потом не пожалели, что все-таки жизнь сложилась именно так и вы теперь продаете картинки?
ТЕРЕНТЬЕВА: Нет, человек время от времени останавливается посмотреть, что могло бы быть, но мне нравится то, что я делаю.
ЛИХАЧЕВА: Что за лаборатория Белозерского? Поясните, пожалуйста.
ТЕРЕНТЬЕВА: Это межфакультетская лаборатория между химфаком и биофаком. Также там были математики, физики, занимались, в общем, современными проблемами науки. Отличалось от биофака тем, что там было самая лучшая на тот момент времени оборудование и очень интересная система воспитания молодых. То есть, когда туда студент или аспирант попадал, он попадал в совершенно уникальную среду, где не было борьбы за существование, не было карьерной какой-то возни такой. Была цель – узнать что-то новое, и люди между собой общались, очень уважительное отношение друг к другу, очень вежливая манера общения, когда приходит профессор, и профессора называют «вы, Сашенька», то есть по имени, но на «вы».
ЛИХАЧЕВА: Чем вы лично занимались там?
ТЕРЕНТЬЕВА: Простагландинами.
ЛИХАЧЕВА: Кто это?
ТЕРЕНТЬЕВА: Это такие внутриклеточные регуляторы, регулирующие процесс воспаления. Я очень давно ушла из науки, я не буду про это рассказывать.
ЛИХАЧЕВА: Нет, я даже вас, наверное, не попрошу. Я просто хотела бы еще раз наших слушателей, конечно, обратить внимание на то, как много среди наших гостей людей, которые когда-то занимались наукой: физикой, химией или математикой. Как много людей, которые действительно работали когда-то в лабораториях, мечтали о научной карьере, но потом в 90-е, сами понимаете, что произошло, и очень многие из этих людей те, которые не уехали, оставшись здесь, не то, чтобы по большому желанию или зову души, но стали предпринимателями и бизнесменами. Это очень большая прослойка. Я, честно говоря, не устаю удивляться, как много людей в современном российском бизнесе именно оттуда.
ТЕРЕНТЬЕВА: А вариантов не было.
ЛИХАЧЕВА: Да, собственно говоря, вариантов не было. Люди, у которых были мозги, было два выбора для того, чтобы выжить: или ты уезжаешь отсюда со всеми своими манатками, детьми и так далее, это очень сложное решение, или ты все-таки начинаешь как-то шевелить мозгами и все-таки выруливать. А выруливать для того, чтобы выжить все-таки, как правило, да, на предпринимательскую стезю. При этом не перестаю также удивляться этому имиджу российского предпринимателя, который до сих пор у нас живуч и в СМИ, и вообще в умах, в головах обывателей: вот такие сволочи, бывшие бритоголовые, которых, наверное, сейчас-то уже особо и не осталось, а на самом деле они совсем другие, вроде нашей сегодняшней гостьи Ирины. Ладно, Ирина, не будем о прошлом, тем более, что дело действительно уже прошлое, давайте к сегодняшнему гостю. Когда вы сделали вашу самую первую фотографию?
ТЕРЕНТЬЕВА: Совсем самую-самую первую?
ЛИХАЧЕВА: Такую более-менее профессиональную.
ТЕРЕНТЬЕВА: А, более-менее профессиональную?
ЛИХАЧЕВА: Ну, не маму на фоне ковра, конечно.
ТЕРЕНТЬЕВА: Это 1998 год.
ЛИХАЧЕВА: В 1998-м что там было, помните?
ТЕРЕНТЬЕВА: Самые первые заказы, там были портреты, сразу же была фотография, то, что называлось промышленный образец, некоторое нечто, которое надо было сфотографировать для завода, который это нечто выпускает. Это нечто выглядело как гибрид ежа с сеткой рабицей. Используется в градирнях для того, чтобы пар, который подымается по градирне, оседал и стекал вниз водой. Вот такая вот пластмассовая, торчащая в разные стороны то ли сетка, то ли шипы, то ли что-то. И вот это надо было сфотографировать. И хозяин завода очень трогательно говорил: «Нет, я попросил художественного фотографа, чтобы он мне сфотографировал. Посмотрите, что он сделал». И он мне приносит фотографию, где эта его сетка с шипами, а из нее розы торчат. Розы убили владельца завода совсем.
ЛИХАЧЕВА: Молодец!
ТЕРЕНТЬЕВА: Потому что это, конечно красиво с точки зрения именно фактуры этой сетки розы там уместны, но с точки зрения владельца завода градирня – это пар, и к пару эти розы совсем никак, то есть нарушается смысл
ЛИХАЧЕВА: А вы сразу прямо с заказа начали? То есть вы прямо сразу решили профессионально почву всю эту поставить?
ТЕРЕНТЬЕВА: Я начала именно с того, что я еще не умела полноценно снимать, у меня был какой-то период любительской съемки, но начала я именно с того, что я дала заказы: «Фотограф, все виды работ, недорого».
ЛИХАЧЕВА: Так, давайте сразу прямо обрисовываем портрет еще одного предпринимателя, который оказался сегодня в студии, и хорошо, что оказался, и спасибо небесам за это. Значит, научного склада мозги. Так, правильно? Дальше смелость, граничащая, как сейчас дети говорят, с безбашенностью, потому что, все-таки не умея до конца фотографировать, дать такое объявление – это тоже нужно обладать определенного рода смелостью. Правда? И даже где-то, может быть, каким-то…
ТЕРЕНТЬЕВА: Скорее, легкомыслием.
ЛИХАЧЕВА: Может быть, и так. Я не хотела произносить, вы сами сказали.
ТЕРЕНТЬЕВА: Да, я сама сказала.
ЛИХАЧЕВА: Так, некоторым даже легкомыслием, такой легкостью какой-то по жизни. Я хочу спросить, может быть, вам было нечего есть, какая-то была безвыходная ситуация? С этого часто начинаются бизнесы особенно в женском варианте.
ТЕРЕНТЬЕВА: Кушать, да, хотелось.
ЛИХАЧЕВА: «Остались дети, нечего было есть, ну что ж, мне пришлось, так бы я, конечно, может быть, и сидела, томограммами своими занималась, но так пришлось стать…» Не знаю, часто даже миллионершей, бывают и такие случаи, у нас были подобного рода дамы в гостях. Вам что, на самом деле было нечего тогда есть? С чего вы пошли?
ТЕРЕНТЬЕВА: Не то, чтобы совсем нечего было есть. Скорее, было навязчивое желание: нам негде жить.
ЛИХАЧЕВА: А, то есть квартирный вопрос?
ТЕРЕНТЬЕВА: Мы жили в коммуналке. В общем, 11 лет так я в коммуналке жила.
ЛИХАЧЕВА: И пришлось просто зарабатывать, да? Дети на тот момент были?
ТЕРЕНТЬЕВА: Дети на тот момент были, оба.
ЛИХАЧЕВА: А мужа на тот момент уже не было?
ТЕРЕНТЬЕВА: Муж на тот момент был, но просто он тоже занимался в какой-то степени наукой, он до сих пор работает в своем институте и сейчас гораздо более. А дети как-то хотят есть больше, чем наше Правительство считает, что им положено платить научным сотрудникам.
ЛИХАЧЕВА: То есть в какой-то степени это был еще и вынужденный шаг, именно в такое свободное плавание, в предпринимательство?
ТЕРЕНТЬЕВА: В общем, да, за заказы фотографий я бралась исключительно… Это вот основная идея была, потому что очень хотелось кушать.
ЛИХАЧЕВА: Понятно. С этого, действительно, очень многие начинают. Итак, вы какое-то время фотографировали сами, потом какое-то определенное количество фотографий набралось, вы решили, что с ними что-то нужно сделать? То есть уже как-то количество стало перерастать?
ТЕРЕНТЬЕВА: В момент, когда работаешь с разными заказчиками, заказчики – это люди, которые в некоторой степени не предсказуемые. Иногда так договариваешься: «Здравствуйте, вот…»
ЛИХАЧЕВА: Уже посчитал эти деньги, какие платежки ты оплатишь с этих денег.
ТЕРЕНТЬЕВА: Заказчик, журнал «Путешествие» говорит: «Здорово, нам нужна Кострома, съездите, пожалуйста». Приезжаешь из Костромы, а они говорят: «А мы передумали, мы уже Козельск поставили, не нужна нам твоя Кострома». Таким образом, образовывались коллекции фотографий, которые, в общем-то, не так уж плохи, чтобы их совсем забыть, при этом клиенту, который их заказывал, они уже не нужны. Я стала смотреть в Интернете, что на эту тему бывает, и обнаружила западный сайт «Photolibrary», который продавал коллекции изображений, как раз слайдовые всякие разные коллекции.
ЛИХАЧЕВА: И решила, что скопировать?
ТЕРЕНТЬЕВА: И я решила сделать похожее, да. Но абсолютно скопировать ничего западного у нас нельзя.
ЛИХАЧЕВА: Мы обязательно сегодня поговорим о специфике российского…
ТЕРЕНТЬЕВА: У нас грунт другой.
ЛИХАЧЕВА: Да, у нас вообще все другое: и грунт, и мозг, и чувство, и душа, и все.
ТЕРЕНТЬЕВА: Тогда была идея именно сделать. Причем как? На самом деле, на тот момент времени, когда я затеяла это, уже были аналоги, то есть продажа изображений в России уже была.
ЛИХАЧЕВА: Кто-то подсмотрел уже эту идею и уже как-то скопировал?
ТЕРЕНТЬЕВА: Она уже была как-то реализована, но она не была реализована так, чтобы на каждом углу об этом звучало. Если бы такое решение, что можно придти, принести свои фотографии, и они бы реально продавались, возможно, я бы не стала ничего делать. Но как-то вот так получилось, что сначала собралась большая…
ЛИХАЧЕВА: Собственных фотографий коллекция. Потом захотелось ее как-то продать?
ТЕРЕНТЬЕВА: Большое количество архивов пленочных слайдовых, потом захотелось, чтобы оно не лежало, просто не пылилось, хоть как-то приносило отдачу, пусть маленькую, не большую. Тот же «Photolibrary», они декларировали, в общем, очень небольшой доход.
ЛИХАЧЕВА: Какой?
ТЕРЕНТЬЕВА: «Photolibrary» декларировал 20 центов с одного кадра в год.
ЛИХАЧЕВА: Мы про ваши цифры чуть-чуть попозже поговорим, просто тут любопытна даже экономика.
ТЕРЕНТЬЕВА: Чуть-чуть позже вышла книга «Зарабатывайте с фотографий» Ли Фрост, и он декларировал…
ЛИХАЧЕВА: Как? Еще раз.
ТЕРЕНТЬЕВА: Ли Фрост.
ЛИХАЧЕВА: Вдруг кому-то из наших слушателей, записывайте, господа.
ТЕРЕНТЬЕВА: Это старая книга, ее уже можно не читать, но она в Интернете выложена многократно, ее легко найти.
ЛИХАЧЕВА: Но уже неактуальна?
ТЕРЕНТЬЕВА: Не настолько актуальна. У него была цифра – 1 доллар с одной фотографии в год.
ЛИХАЧЕВА: Хорошо, сейчас на этом моменте давайте прервемся. Про цифры любопытный очень такой момент. Буквально на одну минуточку мы прерываемся. 5533 – номер для ваших SMS-вопросов. Хотите ли вы зарабатывать на чужих картинках, на своих, может, хотите принести в фотобанк, который Ирине принадлежит, или, может быть, в какой-нибудь другой – спрашивайте, любые вопросы, пожалуйста, Ирина может ответить. Только ваши вопросы должны начинаться на русскую букву «Я»: «Я», потом пробел, потом вопрос. На нашем сайте тоже можно Ирине задать вопрос – finam.fm. Ирина Терентьева у нас сегодня в программе, основательница и владелица фотобанка «Лори». Через минуту мы вернемся.
Реклама.
ЛИХАЧЕВА: И еще раз доброе утро. 9.20 в столице, у нас сегодня в гостях Ирина Терентьева, дама, которая сделала фотобанк, он называется «Лори», сделала она его достаточно давно. Сколько ему уже лет теперь?
ТЕРЕНТЬЕВА: Шестой год.
ЛИХАЧЕВА: Наверное, по меркам такого рода бизнеса в России достаточно давно все-таки, скажем. Первые вы не были, но, тем не менее. Вот вчера, кстати, наш гость буквально говорил о том, как нам повезло: наше отставание в 70 лет гарантирует нам, в общем-то, возможность не ошибиться все-таки с нишей. Это как-то немножко вселяет оптимизм, потому что можно, действительно, посмотреть, что выстреливает там, а потом попробовать применить этот здесь. С другой стороны, вы сегодня правильно сказали, что очень часто люди как раз на этом и накалываются. То есть они смотрят, что это выстрелило там: «Ага, – потирают они ручки, – сейчас мы сделаем то же самое здесь». О-па, не работает. Какую-то еще нишу приглядели, опять начинают делать здесь. О-па, опять не работает, потому что, действительно, у нас очень много другого, прежде всего, грунт, как вы выразились. Что под этим подразумеваете, кстати – грунт? Ментальность какая-то другая?
ТЕРЕНТЬЕВА: Просто это последствие моего биологического образования. Самый яркий пример, что вот берется красивый экзотический цветочек, орхидея, выращивается на нашей почве, получается тоже…
ЛИХАЧЕВА: Получается елка.
ТЕРЕНТЬЕВА: Росянка.
ЛИХАЧЕВА: Росянка?
ТЕРЕНТЬЕВА: Кусается.
ЛИХАЧЕВА: Серьезно?
ТЕРЕНТЬЕВА: Тоже красивая, но кусается.
ЛИХАЧЕВА: Как кусается?
ТЕРЕНТЬЕВА: Росянка кусается.
ЛИХАЧЕВА: Так это растение.
ТЕРЕНТЬЕВА: Это же хищное растение, она комаров ест.
ЛИХАЧЕВА: Какая прелесть. Слушайте, Ирина, я думала, что такие кусающие растения могут быть только…
ТЕРЕНТЬЕВА: В России.
ЛИХАЧЕВА: Да, я хотела сказать, в фильме ужасов.
ТЕРЕНТЬЕВА: Это наше родное.
ЛИХАЧЕВА: Ну, ладно, это, конечно, не одно и то же, это мы типа пошутили. Хорошо, давайте все-таки про бизнес-модель.
ТЕРЕНТЬЕВА: Запросто.
ЛИХАЧЕВА: Если в первой книжке, которую сейчас можно не читать, в которой написано по этому поводу: «Если вы хотите зарабатывать на фотографиях, на картинках…» Ли Фроста, который сейчас присутствует в Интернете, там, значит, сколько там, 20 центов с фотки?
ТЕРЕНТЬЕВА: 1 доллар с фотографии в год.
ЛИХАЧЕВА: А 20 центов – это кто озвучивал?
ТЕРЕНТЬЕВА: А это было до этого, еще раньше.
ЛИХАЧЕВА: Еще раньше? Значит, Ли Фрост озвучивал 1 доллар с фотографии в год. Вы как зарабатываете на вашем предприятии, если можно так выразиться – предприятие?
ТЕРЕНТЬЕВА: У нас-то идет средневзвешенное по базе. Если рассматривать отдельных фотографов, фотографы делятся на любителей и профи. Профи – это те, кто занимаются только фотографированием для фотобанков, анализируют рынок, работают полный рабочий день ненормированный, сами привлекают моделей.
Как правило, это команды, то есть это не одиночки-фотографы. Заработок таких команд в моем маленьком скромном фотобанке с маленькими выплатами – порядка что-то типа 1000 долларов в месяц.
ЛИХАЧЕВА: На команду?
ТЕРЕНТЬЕВА: На одного фотографа, в данном случае фотограф, все-таки он не одиночка.
ЛИХАЧЕВА: Давайте рассмотрим, действительно, вот эту модель. Я вас не случайно спрашиваю, у меня есть один родственник, такой бестолковый парень, который ничего не умеет, не любит делать, кроме как фотографировать. Вот я думаю, может быть, ему сейчас действительно вот этим заняться. Кстати, фотографирует действительно хорошо, то есть ему до профессионала немного осталось. Итак, например, давайте предложим ему какое будущее? Что вы подразумеваете под командой? Это кто такие?
ТЕРЕНТЬЕВА: Команда – это как минимум ретушер-кейвордист, человек, который доводит картинку до идеального состояния технически и описывает ключевые слова, и, собственно, фотограф, в идеале к этой же команде еще визажист-гример.
ЛИХАЧЕВА: Вот сколько нужно вложить в оборудование для того, чтобы потом с помощью этого оборудования как-то работать? Дорого?
ТЕРЕНТЬЕВА: Абсолютно все западные книги по работе со стоками говорят: «Используйте самое лучшее оборудование, какое вам доступно»
ЛИХАЧЕВА: Доступно по цене просто?
ТЕРЕНТЬЕВА: Я точно так же советую, что, если вы только начинаете, пытаетесь придти на этот рынок, для Москвы и Питера возможны варианты аренды, может быть, раз в неделю арендовать шикарный фотоаппарат – это гораздо выгоднее, чем покупать какой-нибудь низкобюджетный, он окупится гораздо быстрее. А к качеству фотографий во всех фотобанках требования очень выросли.
ЛИХАЧЕВА: Первое – не скупитесь, не жмотьтесь, если денег нет, просто арендуете, но должно быть самое лучшее оборудование.
ТЕРЕНТЬЕВА: И при этом учите матчасть, пользуйтесь тем, что у вас есть, максимально. Очень многие люди считают, что у фотоаппарата есть одна кнопка, это кнопка называется «шедевр». Ничего подобного, есть разные режимы съемки, надо обязательно знать, при каких режимах что получается на картинке, надо уметь пользоваться светом.
Если нет денег на хороший импульсный свет, ничего страшного, можно сделать фанерные отражатели, осветители, такие маленький флажки, с которыми картинка будет гораздо лучше, чем если снимать просто так. И для начинающего важно работать одновременно с несколькими фотобанками. То есть, это не тот бизнес, с которым можно работать только на территории одной России.
ЛИХАЧЕВА: Хорошо, давайте я попрошу вас сейчас перечислить те фотобанки, с которыми вы бы посоветовали работать, где не обманут.
ТЕРЕНТЬЕВА: Большая четверка: shutterstock.com, istock.com, fotolia.com
ЛИХАЧЕВА: Это все наши?
ТЕРЕНТЬЕВА: Нет, это все западные. И dreamstime.com
ЛИХАЧЕВА: «Dreamstime» – это тоже не наш?
ТЕРЕНТЬЕВА: Все не наши.
ЛИХАЧЕВА: А среди наших, кроме вас, есть приличные?
ТЕРЕНТЬЕВА: Среди наших есть приличные. Вот сейчас совсем недавно…Ну, как недавно? Уже три года, как открылся, челябинский фотобанк «Пресс-фото», ребята активно развиваются, я их очень уважаю за это.
ЛИХАЧЕВА: «Пресс-фото» из Челябинска, интересно. Кого-нибудь еще назовете?
ТЕРЕНТЬЕВА: Такие, чтобы быстро развивались?
ЛИХАЧЕВА: Ага.
ТЕРЕНТЬЕВА: И именно собирали коллекцию, работали с фотографами в России нет.
ЛИХАЧЕВА: Понятно. То есть вы – одна из немногих, которые развиваются здесь.
ТЕРЕНТЬЕВА: Есть очень много фотобанков, которые продают изображение, но они либо работают с уже готовыми изображениями, либо имеют узкую нишу. То есть фотобанк «Миллион Меню», который продает только фотографии еды.
Дальше уже если фотограф на какой-то теме специализирован, пусть он ищет. Еще стоит сказать, специализированный – «ГеоФото». Если вы любитель путешествий, у вас есть шикарные фотографии с путешествиями, идите в «ГеоФото», они хорошо продают, не все, они и берут не все, но это нормально.
ЛИХАЧЕВА: Теперь давайте так. Сколько фотографий должен делать фотограф и отдавать ежедневно или ежемесячно, я, честно говоря, даже не знаю, как тут лучше посчитать, для того, чтобы зарабатывать ту самую 1000 долларов в месяц на себя, ретушера, на свою команду? С одного банка, мы имеем в виду.
ТЕРЕНТЬЕВА: С одного банка?
ЛИХАЧЕВА: С одного банка.
ТЕРЕНТЬЕВА: То есть имеет смысл работать с несколькими банками, тогда оно окупается.
ЛИХАЧЕВА: Ну, да, за тысячу не имеет смысла командой работать.
ТЕРЕНТЬЕВА: Среднестатистическая цифра, при которой уже рост не обратим, именно всегда будет, он может быть более высокий, менее высокий, но не будет падением, это если делать 100 картинок в неделю.
ЛИХАЧЕВА: Так, записываем: 100 картинок в неделю.
ТЕРЕНТЬЕВА: И начиная с портфолио в 3000 изображений уже, в общем, продажи становятся предсказуемыми.
ЛИХАЧЕВА: Теперь самый такой вопрос, наверное, правильный: что востребовано больше всего? Давайте рецепт, с чего начинать.
ТЕРЕНТЬЕВА: Эта индустрия существует уже несколько лет, на Западе именно фотобанки, которые привлекают любителей, не профи-фотографов, они существуют примерно десять лет, за это время они набрали все, что можно было снять легкого, практически вообще все, то есть одуванчики, собаки, птички – это уже все есть, это не надо. Нужно то, что либо никто не додумался снять, либо те, кто снимали, сняли это плохо.
ЛИХАЧЕВА: Например?
ТЕРЕНТЬЕВА: Например, практически не представлена тема повседневной жизни. То есть очень много снимали бизнес-тематику, наряжали в бизнес-костюмы всех людей подряд.
ЛИХАЧЕВА: Да, кстати, правда, иногда смотришь на какой-нибудь плакат, такое лицо совсем вообще не обремененное интеллектом, оно одето в какой-то там костюм от Гуччи и изображает из себя…
ТЕРЕНТЬЕВА: Бизнесвумен.
ЛИХАЧЕВА: …Бизнесвумен или бизнесмена, очень смешно.
ТЕРЕНТЬЕВА: С бизнесменами совсем грустно, особенно с русскими фотографами. Я искреннее считаю, что российские модели мужчины не могут быть бизнесменами на картинке, типаж не тот.
ЛИХАЧЕВА: Согласна.
ТЕРЕНТЬЕВА: Если на них надеть тельняшку, телогрейку, если на них надеть свитер, если на них надеть рубашку в клеточку, они чувствуют себя естественно. А когда на них надевают пиджак и галстук, они чувствуют себя как корова под седлом.
ЛИХАЧЕВА: Что делать?
ТЕРЕНТЬЕВА: Просто не снимать то, к чему модель не пригодна. Почему-то никто не говорит, что надо снимать… Вот у меня есть модель, она весит 920 килограмм, я сейчас буду ее снимать на тему beauty, поскольку тема beauty популярна, а другой модели у меня нет. То есть человек все-таки отдает себе отчет, что, если модель у него под beauty не подходит, значит, ее не надо снимать на эту тему, можно снять что-то другое.
ЛИХАЧЕВА: А еще самый прикол, когда рекламируются какие-нибудь пенсионные фонды, и там вроде как для наших бабушек, для наших дедушек такая реклама, но там такие лица, которых, ты понимаешь, что у нас таких нет. И еще очень жалко, конечно, но у нас таких лиц не будет еще лет, наверное…
ТЕРЕНТЬЕВА: 120.
ЛИХАЧЕВА: Не знаю. Когда мы с вами состаримся, мне кажется, мы как раз будем примерно…
ТЕРЕНТЬЕВА: Мы еще не будем.
ЛИХАЧЕВА: Еще не будем?
ТЕРЕНТЬЕВА: Мы еще не будем.
ЛИХАЧЕВА: Я планирую именно так.
ТЕРЕНТЬЕВА: Даже если мы будем планировать, мы все-таки чуть-чуть будем отличаться. Вот наши дети могут быть.
ЛИХАЧЕВА: Я планирую в лучшую сторону даже отличаться от тех самых бабушек.
ТЕРЕНТЬЕВА: Это хорошо.
ЛИХАЧЕВА: Ладно, давайте про ниши поговорим. Действительно, очень интересно, я думаю, для наших слушателей это интересно. Прямо через три минутки. Ладно?
ТЕРЕНТЬЕВА: Запросто.
ЛИХАЧЕВА: Мне прямо там уже сигналят, что нужно прерваться. Ирина Терентьева у нас сегодня в гостях. Через три минуты после новостей мы вернемся в студию «Финам FM». Она основательница и владелица фотобанка «Лори». Если вы хотите зарабатывать на фотографиях в свободном режиме, господи, мечта действительно ездить, может быть, где-нибудь или снимать каких-нибудь бабушек и дедушек в Костроме, например, чтобы потом это все продавать по разным фотобанкам, пожалуйста, мы сейчас даем готовый, можно сказать, рецепт. 5533 – номер для ваших SMS-вопросов, вопросы должны начинаться на русскую букву «Я». Дослушайте до конца, потому что сейчас Ирина так как-то качает головой, наверняка есть некоторые нюансы, которые тоже стоит послушать, не так все шоколадно, как это обычно бывает при первом взгляде. Через три минуты мы вернемся в студию «Финам FM».
Новости.
К сожалению, окончание текста отсутствует.